Тщательно изучив украшения и другие предметы относящиеся к погребенному, Б. В. Фармаковский сделал верный вывод: «Могила открытая в Майкопском кургане, вне сомнений, была могилой не простого смертного, а вождя какого-то народа, вождя очевидно богатого и обладавшего большой властью. Открытый в могиле балдахин был таким образом, без сомнения, как и тиара с золотыми диадемами царским отличием".
Здесь будет вполне уместным сообщить какой взгляд сложился на Майкопский курган и его культуру в годы последующие исследованию Б. В. Фармаковского.
Сейчас большинство ученых придерживается точки зрения, что Майкопский курган следует датировать серединой III тысячелетия до н. э., а ориентируясь на форму наконечников стрел, обнаруженных в могиле, к 23-26 столетиям III тыс. до н.э.
Мнение археолога Е. И. Крупнова, что погребенный в Майкопском кургане, был только родоплеменным вождем, не выдерживает критики. Имущественная дифференциация оказывается слишком глубока, чтобы не видеть здесь классовой дифференциации.
После открытия Мешокского поселения майкопской культуры вопрос о существовании классового расслоения стал очевидным. Богатство местных царей добывалось руками простых тружеников.
В этой связи большой интерес представляет исследование археолога В. М. Массона, посвященное гробницам древних вождей на Кавказе.
Массой пришел к выводу, что погребальные обряды вождей, подобных захороненному в Майкопском кургане, отражают «социальное, а не имущественное положение усопшего, хотя сама оценка дифференцированно-сти и дается по материальным критериям так называемой бедности и богатства".
Захоронение в большом кургане типа Майкопского отличается колоссальными трудовыми затратами, что вместе с изысканностью и качественными различиями в составе погребального инвентаря, свидетельствует о наличии классовой дифференциации в обществе. |